Тест перевода

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМА МАХОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

Пояснения и указания к подразделу А/3

С.Руднева. 1976

От автора:

Упражнения в маховых движениях создавались Гептахором в течение всех лет его работы, большею частью чисто интуитивно в ответ на непосредственные нужды в учебной работе. Тогда не су­ществовало ни классификации или систематизации этих движений, ни названий (терминов) для них и т.д. Новое упражнение получало условное название (вернее рабочую «кличку”), которое приживалось на долгие годы, нередко несмотря на неправильность, нечеткость его и это вносило путаницу и неясность.

Впервые попытка уточнить и систематизировать виды маховых движений была нами сделана в 1929-30 годах при разработке «дви­гательной гимнастики» в значительной степени под влиянием книги немецкого автора Кехеля[1] (ученика Р.Боде, основателя «Выразитель­ной гимнастики»), который, насколько я знаю, впервые четко и глу­боко проанализировал маховое движение (                                                                                                         ) его различ­

ные формы и двигательный процесс. Однако, наша попытка была не­удачной и осталась мертворожденной, т.к. мы в ней исходили глав­ным образом из формальных признаков, а не из особенностей’самого динамического процесса этих движений. Образовавшаяся путаница и неразбериха в названиях и определениях в описаниях упражнений ме­шала педагогам понимать их и порождало ошибки.

За последние десятилетия в работе Эммы Михайловны Фиш и в моей наметились основы более или менее точной классификации махо-

вше движений и последовательноети задач в овладении ш, кото­рые дают возможность внести некоторую ясность в этот важный раздел музыкального движения.

Особенности маховых движений, которые необходимо всегда [2] 1 [3] [4]

складываются в кулак» рука отяжеляется.

  • В музыкально-двигательной педагогической деятельности работа над изучением приема махового движения и освоением раз­нообразных примерных образов махов и взмахов занимает особое место..

Напомню» что для правильного протекания музыкально-двига­тельной деятельности необходима специальная организация двига­тельного процесса, обеспечивающая целостность любого движения. Воспитанию такой организации посвящена вся подготовительная ра­бота без музыки (развитию мышечного чувства, усвоению состояния двигательного равновесия» уменья использовать силу тяжести и перемещение центра тяжести тела). Однако, освоение и использо­вание всех технических компонентов целостного движения еще не приводит к его подлинной целостности.

В целостном музыкальном движении конкретизируется эстети­ческое переживание музыкального образа. Свое воспитательное и художественное значение каждое музыкальное движение приобретает лишь как явление психо-физическое, а не просто движение.

В работе над формированием у занимающихся психо-физической целостности движения особую роль играет воспитание понимания зна­чения перемещения центра тяжести тела и уменья его использовать.

Выразительность движения (или позы) человека в значительной степени определяется расположением центра тяжести его тела. № заключаем о торопливой устремленности человека, если он идет сильно вынося вперед корпус и размахивая руками; наоборот» наблю­даем усталость в походке другого» который с трудом несет груз своего отклоненного назад корпуса… И в том и в другом случае» все тело человека подчинено основному положению его корпуса (рас­положению центра тяжести тела) и движется в соответствии с его

психическим и физическим состоянием.