3 Этап 1-3

Image is not available
«СТУПЕНЧАТЫЕ ВЗДОХИ»

Музыкально-двигательный образ глубокого безысходного горя. На фоне непрерывно тянущейся и все усиливающейся «слезной жалобы» прерывистые горькие «вздохи», подобные всхлипыванию. Но происходит взрыв отчаяния (такт 14) и наступает полная сломленность. Задание полусамостоятельное – каждый двигающийся находит свой ритм вдохов и выдохов и свое пространственное решения движений рук, корпуса, головы.
Технической особенностью этого образа и выражающей формы движений является сочетание плавной дыхательности в руках и корпусе с прерывистыми «ступенчатыми» вдохами и выдохами, отвечающими пунктирному ритму мелодии: в то время как в нижнем дыхании продолжается «основной» вдох, в верхнем – грудная клетка поднимается с остановками («ступеньками»).
Поясним это на примерной схеме первых 9 тактов.
Такты 2-6. На каждом такте – медленный глубокий вдох на «раз-два-три» и быстрый выдох на «четыре». Одновременно верхнее дыхание делает три коротких вдоха без выдохов, грудная клетка каждый раз поднимается на «ступеньку» выше. На «четыре» - полный активный выдох, грудная клетка опускается.
Такты 7-9. Короткие верхние вдохи сопутствуют основному вдоху только на «раз» и на «два» 7-го т.; затем сливаются с ним в полном глубоком вдохе (на). На «раз» и на «три» 8-го т. и на «раз» 9го т. тремя «ступеньками» происходит полный выдох, который продолжается до конца музыкальной фразы. Дальше (на 11-12 и 13-14 тт.) основные вдохи длятся по два такта, сопровождаются короткими верхними вдохами на каждый счет, заканчиваются общими выдохами и т.д.
Поднимание и опускание рук, повороты корпуса, головы (взгляда) в первой и во второй части отрывка носят различный характер: на тт. 1-9 они главным образом сопутствуют («аккомпанируют»
) основным вдохам и выдохам. С 10 т. они делаются все более настойчиво-вопрошающими, «поисковыми» (направляются в разные стороны). Однако на вдохах они всегда плавные, замедленные (кроме моментов эмоциональных «взрывов» на7 и 14 тт.), на выдохах сливаются с общим спаданием, бессилием. Знакомить занимающихся с этим образом следует полноценным показом самого
руководителя разработанного им собственного варианта. Затем следует самостоятельная работа занимающихся.

Музыка. Монюшко. Отрывок из оперы «Галька».

Image is not available
«ПЛАВАЮЩИЕ РУКИ»

Такт 1. На затакте – небольшой короткий поворот верхней части корпуса влево, служащий как бы замахом для слабого вращательного толчка вправо (на «раз» ): толчок рождает пассивный плавный поворот корпуса вправо в течение всего такта. В результате толчка обе руки замедленно полупассивно движутся вправо, отставая в своем движении от корпуса.
Такт 2. Корпус пассивно поворачивается влево, возвращаясь в исходное положение и постепенно увлекает за собой руки.
Такты 3-4. Те же движения повторяются еще раз; руки движутся на уровне плеч. На затактах 1 и 3 тактов берется вдох – быстрый, короткий, затем замедляется и длится весь такт. На 2 и 4 тактах – медленный выдох.
Такты 5-8. Медленный тяжелый вдох и выдох; руки раскрываются в стороны, слегка приподнимаются и опускаются до уровня плеч. Тяжесть тела переносится сначала вправо, потом влево; во всем теле сохраняется неустойчивость, как бы внутреннее покачивание.
Такты 9-10. На затактах такие же (как на тт. 1 и 3 ), но более активные толчки верхней части корпуса: сначала вправо – сильнее, потом влево – слабее. Руки с отставанием следуют за корпусом плавно, полупассивно используя оба толчка.
Такты 11-12. Движения 9-10 тактов повторяются, постепенно ослабевая руки опускаются. Такты 13-16. Долгие тяжелые вдох (т.13-14 ) и выдох (тт.15-16 ). Отяжелевшие руки «плавают» ниже плеч, все тело оседает, на 16 т. Полная двигательная пауза.
Такты 17-18. – общий эмоционально-моторный статус начинает довольно стремительно повышаться, все тело оживает; движения рук становятся почти махами с плавным продолжением. На затакте 17 т. толчок корпусом посылает руки влево; на «раз» 18 т. уже следует более яркий толчок вправо: движение 17 т. является для него как бы «замахом». Движения 17-18 тт. сопровождаются двойным вдохом.
Такты 19-20. Повторение движений 17-18 тактов с усилением, но на 19 т. – выдох, на 20 – вдох.
Такты 21-24. Такие же, но все более усиливающиеся тягучие и слитные, волнообразные «раскачиванья», без большого пространственного размаха. Ведет все время корпус, он увлекает за собой руки. На затактах выдохи, быстрые, неполные, на «раз» - вдохи все более глубокие. Самый глубокий и полный вдох на 23 т. ( ); все тело наконец достигает легкости, освобождения от тяжести. На 24 т. – выдох, руки и все тело еще задерживаются на достигнутой высоте; в мгновение покоя. Такты 25-26 и 27-28. С затакта 25 т. тонус понижается. Возвращаются движения 1-4 тактов, но постепенно ослабевая, теряя активность, тяжелее, ниже и ниже. Такты 29-32. Большой замедленный и тяжелый вдох и полный выдох, руки опускаются.

Музыка: Ф. Шуберт. Лендлер, соч. 171, № 7.

Image is not available
«ПЛАВНЫЕ ВЫПАДЫ»

Такты 1-2. На «раз» каждого такта большой плавный выпад вперед. Корпус медленно наклоняется, как бы «ложится» вперед, обе руки постепенно протягиваются горизонтально вперед. Колено выпадающей ноги сильно сгибается, свободная нога поднимается назад и также вытягивается в одну линию с корпусом и руками. Голова сильно отводится назад. На третьей четверти такта свободная нога плавно («незаметно» ) переносится вперед, готовясь сделать следующий выпад; при этом опорная нога в колене не выпрямляется, а корпус и руки со вдохом несколько приподнимаются и переносят вперед для следующего движения.
Такты 3-4. Сделав (на «раз» 3 т. ) выпад, плавно выпрямиться со вдохом поднимая руки вверх и не опуская на пол свободной ноги. На 4 т. перенести тяжесть тела назад, на эту ногу (т.е. сделать плавный выпад назад ), руки развести в стороны и выгибая корпус и шею назад. Долгий вдох.
Такт 5. Повторить движения 1 т.
Такты 6-8. Повторив на 6 т. движение 3 т. (выпад назад ), на 7-8 тактах сделать два плавных выпада (шага) назад, постепенно все сильнее отклоняя корпус назад («ложась» назад ). На конце 8 т. вдохом приготовиться к повторению всех движений сначала. После двух-трех повторений на 8 т. корпус с распростертыми руками и голова «бессильно» «ложатся» назад.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, полный музыкальнотоскливой устремленности, – тщетные попытки достичь недостижимого. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Исполнение этого образа требует от двигающегося полного владения дыхательностью и текучестью, большой силы ног и корпуса, хорошего равновесия. При освоении движений надо стремиться к тому, чтобы линия всего тела во время выпада была параллельна полу. Необходимо добиться, во-первых, полного отсутствия толчков при смене ноги на каждом такте, и во-вторых, продолжения продвижения вперед всего тела после того как выпадающая нога коснулась пола (т.е. до конца такта ). Все движения должны быть такими же бесконечно, непрерывно тянущимися по горизонтали, как мелодия Шумана. Рекомендуется повторить следующие номера упражнений II этапа: А/а № 6, А/б № 24, В/а № 30.

Музыка: Шуман

previous arrow
previous arrow
next arrow
next arrow
Slider